Тарифная политика

Деятельность Компании по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электрическим сетям регулируется государством, которое в лице ФАС России и региональных регуляторов устанавливает тарифы.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии

Методы регулирования тарифов для взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии
Тариф Группы потребителей Форма установления
Единые (котловые) тарифы (для взаиморасчетов между потребителями и сетевой организацией‑котлодержателем) Население Утверждаются по категориям населения в одноставочном виде без разбивки по уровням напряжения
Прочие потребители Утверждаются в двухставочном и одноставочном виде с разбивкой по уровням напряжения
Индивидуальные тарифы (для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями) Сетевые организации Утверждаются в двухставочном и одноставочном виде без разбивки по уровням напряжения

Тарифные решения на 2023 год в регионах присутствия Общества приняты в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053.

Единые (котловые) тарифы на 2023 год установлены в ноябре 2022 года без календарной разбивки с распространением действия с 01.12.2022.

Прирост тарифных ставок для прочих потребителей в среднем составляет 9,9 %.

В двух регионах присутствия тарифы для прочих потребителей установлены с превышением прироста предельного максимального уровня (9 %) по согласованию с ФАС России: в Республике Марий Эл — на 6 %Приказ ФАС России от 23.11.2022 № 855/22. и Удмуртской Республике — на 5,3 %Приказ ФАС России от 24.11.2022 № 861/22..

Прирост среднего тарифа по группе население в 2023 году относительно 2022 года составляет в целом по девяти регионам деятельности Общества 11,0 %.

Средневзвешенные котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии в 2020–2024 годах, коп. / кВт • ч
Показатель 2020 2021 2022 2023 2024 Прирост 2023/2022, % Прирост 2024/2023, %
Средний тариф на услуги по передаче электроэнергии 210,3 217,1 225,5 252,2 267,0 11,8 5,9

На прирост средневзвешенных единых (котловых) тарифов в 2023 году повлияло:

  • увеличение котлового полезного отпуска электроэнергии, учтенного в расчете единых (котловых) тарифов, на 1,5 %;
Показатель 2021 2022 2023 Отклонение 2023/2022, %
Котловой полезный отпуск электрической энергии, млн кВт • ч 47 933 48 100 48 829 1,5
  • увеличение необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций региона, учтенной в расчете единых (котловых) тарифов, на 13,5 %.
Показатель 2021 2022 2023 Отклонение 2023/2022, %
Необходимая валовая выручка, млн руб. 104 083 108 484 123 134 13,5

С учетом договорной модели взаиморасчетов в регионах («смешанная» модель котла действовала в Удмуртской Республике в 2021–2023 годах и в Ивановской области в 2022 году, в прочих регионах — «котел сверху»Модель взаиморасчетов «котел сверху» предполагает поступление платежей за оказываемые в регионе услуги по передаче электрической энергии наиболее крупной ТСО — «котлодержателю», которая, в свою очередь, обеспечивает возмещение стоимости услуг прочих ТСО.) структура НВВ Общества выглядит следующим образом.

Необходимая валовая выручка на 2023 год в целом по филиалам Общества утверждена в сумме 120 952 млн руб., что на 14 142 млн руб. превышает уровень 2022 года (+13,2 %).

Собственная необходимая валовая выручка филиалов «Россети Центр и Приволжье» утверждена в сумме 64 381 млн руб., что на 10 012 млн руб. превышает уровень 2022 года (+18,4 %).

Наибольший прирост собственной НВВ в 2023 году отмечен в филиалах Калугаэнерго (+29,9 %), Мариэнерго (+29,2 %), Кировэнерго (+23,9 %), Владимирэнерго (+23 %), Тулэнерго (+20,8 %).

При определении собственной НВВ филиалов на 2023 год применялись следующие два метода долгосрочного регулирования:

  • метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки: Ивэнерго, Кировэнерго, Мариэнерго, Удмуртэнерго;
  • метод доходности инвестированного капитала (по согласованию с ФАС России): Владимирэнерго, Калугаэнерго, Нижновэнерго, Рязаньэнерго, Тулэнерго.

Рост собственной НВВ филиалов обусловлен пересмотром долгосрочных параметров в рамках очередного долгосрочного периода регулирования в семи филиалах (Владимирэнерго, Калугаэнерго, Кировэнерго, Нижновэнерго, Рязаньэнерго, Тулэнерго, Удмуртэнерго) и увеличением базового уровня операционных расходов. Также на динамику этого показателя повлияло включение экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, связанной со снижением уровня потерь, и учет расчетной предпринимательской прибыли.

Структура НВВ в 2023 году не претерпела существенных изменений. Наибольшую долю по‑прежнему занимает собственная НВВ филиалов «Россети Центр и Приволжье» — 53,2 %. Затраты на услуги ПАО «Россети» составляют 12,2 %, услуги прочих ТСО — 21,5 %, затраты на покупку электроэнергии для компенсации потерь в сетях филиалов — 13,1 %.

Структура НВВ «Россети Центр и Приволжье» в 2021–2023 годах, млн руб.
Показатель 2021 2022 2023 Отклонение 2023/2022, %
НВВ по передаче электрической энергии (доходная), в том числе: 102 527 106 810 120 952 13,2
  • НВВ собственнаяС учетом экономии в ставках на потери.
51 568 54 369 64 381 18,4
  • услуги ПАО «Россети» (в части ЕНЭС)
12 486 12 651 14 784 16,9
  • расходы на покупку потерь электрической энергии
14 962 16 267 15 802 –2,9
  • затраты на услуги ТСО (в соответствии с действующей договорной схемой)
23 511 23 524 25 985 10,5

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям

Порядок определения платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства регламентируется Методическими указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22.

Согласно Методическим указаниям ценовое регулирование услуг по технологическому присоединению осуществляется путем установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:

На период регулирования:

В течение периода регулирования по обращению сетевой организации:


Дополнительные стандартизированные тарифные ставки в случае, если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов «последней мили» (от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств), для которых стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не были установлены

Плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случае отсутствия технической возможности технологического присоединенияКритерии наличия или отсутствия технической возможности определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».. Устанавливается регулятором отдельно для каждого конкретного заявителя. В плате отражаются расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанное с данным технологическим присоединением, а также источники их компенсации (плата за технологическое присоединение или тариф на услуги по передаче электрической энергии)

Особенности оплаты льготного технологического присоединения

Для заявителей‑льготников с ЭПУ до 15 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности) плата определяется путем выбора минимального значения из расчета стоимости мероприятий с применением стандартизированных ставок и расчета с применением льготной ставки на 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с ЭПУ до 150 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности) 3‑й категории надежности на уровне 0,4 кВ и ниже и расстоянием до ЭПУ 200 м (город) / 300 м (село), не чаще одного раза в три года — в плату не включаются расходы на строительство объектов «последней мили».

В соответствии с Основами ценообразованияУтверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. выпадающие доходы от предоставления льгот по оплате технологического присоединения компенсируются сетевой организации через тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Тарифные решения на 2023 год

Стандартизированные тарифные ставки


На 2023 год установлены стандартизированные тарифные ставки на выполнение следующих мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств:

  • организационно‑технические мероприятия;
  • мероприятия «последней мили»;
  • установка приборов коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Средний прирост стандартизированных тарифных ставок на осуществление организационно‑технических мероприятий на 2023 год по отношению к уровню предыдущего года составил 16,5 %.

Плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту


В 2023 году по филиалам «Россети Центр и Приволжье» индивидуальная плата за технологическое присоединение не утверждалась.

Размер льготной ставки на технологическое присоединение


Размер льготных ставок на 2023 год ограничен следующими предельными значениями:

  • для социально незащищенной категории заявителей — 1 064 руб./кВт с НДС;
  • для прочих льготных заявителей.

В рамках указанных предельных значений в регионах утверждены следующие размеры льготной ставки за 1 кВт присоединяемой мощности (тыс. руб. / кВт с НДС)На диаграмме указаны среднегодовые значения льготной ставки исходя из установленных ставок по полугодиям..

Компенсация выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению


При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год органами регулирования учтена компенсация выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате технологического присоединения по факту деятельности за 2021 год и плановые значения на 2023 год.