Закупочная деятельность

Управление цепочкой поставок

Нормативное регулирование закупочной деятельности

В 2023 году закупочная деятельность «Россети Центр и Приволжье» осуществлялась на основании Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее — Стандарт)Утвержден решением Совета директоров Общества от 25.12.2018 (протокол от 25.12.2018 № 343, в редакции протоколов от 26.06.2020 № 415, от 22.12.2020 № 437, от 30.04.2021 № 457, от 30.06.2021 № 462, от 23.03.2022 № 514, от 07.10.2022 № 549, от 26.10.2022 № 553, от 20.01.2023 № 570).. Стандарт разработан с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основной коллегиальный закупочный орган Компании — Центральная конкурсная комиссия ПАО «Россети Центр и Приволжье» (ЦКК), которая контролирует и координирует закупочную деятельность. В своей деятельности ЦКК руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Компании, решениями Советов директоров Компании, приказами, распоряжениями и иными решениями исполнительных органов Компании, Стандартом, решениями Центрального закупочного органа ПАО «Россети» (как главного закупочного органа ДЗО ПАО «Россети»), Положением о работе Центрального закупочного органа ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Взаимоотношения с поставщиками

Закупочная политика ПАО «Россети» (далее — Политика) утверждена в Компании в качестве внутреннего нормативного документаУтверждена решением Совета директоров Компании от 09.07.2014 (протокол от 11.07.2014 № 162).. Политика устанавливает принципы, цели, задачи и нормы организации и осуществления закупочной деятельности.

Стратегическая цель Политики — обеспечение ДО ПАО «Россети» товарами, работами и услугами с требуемыми показателями качества и по оптимальной цене посредством внедрения единых стандартов закупочной деятельности в электросетевом комплексе.

Обратная связь от участников закупки и реагирование на нее

GRI 2‑25

Всего в 2023 году поступило 27 жалоб, все обращения направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы.

Результаты заседаний Управлений Федеральной антимонопольной службы:

  • 24 обращения признаны необоснованными;
  • одно обращение признано обоснованным;
  • одно обращение отозвано заявителем;
  • одно обращение признано частично обоснованным.
Основные принципы построения закупочной деятельности

При проведении закупок Компания руководствуется следующими принципами:

  • информационная открытость закупок;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер по сокращению издержек;
  • отсутствие неизмеряемых требований к участникам закупки;
  • прозрачность и управляемость закупочной деятельности;
  • профессионализм и компетентность работников, участвующих в закупочной деятельности;
  • соблюдение норм действующего законодательства.
Способы проведения закупочных процедур

Стандартом предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок.

К конкурентным способам закупок относятся:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок;
  • конкурентный предварительный отбор;
  • запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора.

К неконкурентным способам закупок относятся:

  • предварительный отбор;
  • запрос цен по результатам предварительного отбора;
  • сравнение цен;
  • закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции
Этапы закупки
Цифровизация и автоматизация закупочной деятельности

Особое внимание Компания уделяет цифровизации и автоматизации закупочной деятельности.

Для повышения ее эффективности внедрена в эксплуатацию автоматизированная система учета закупочной деятельности (АСУЗД), позволяющая вести учет закупочной деятельности в электронном виде по Компании в целом, а также получать оперативные данные о закупках. Функционал АСУЗД непрерывно совершенствуется. Также в Компании внедрены и используются система электронного документа‑оборота (СЭДО), КИС «Флагман».

Электронные торговые площадки

Электронные закупки ПАО «Россети Центр и Приволжье» проводят с использованием специализированного официального сайта Российской Федерации (zakupki.gov.ru), электронных торговых площадок АО «Единая электронная торговая площадка» (rosseti.roseltorg.ru, msp.roseltorg.ru) и АО «Российский аукционный дом» (tender.lot‑online.ru). Также информация размещается на официальном сайте Компании (mrsk‑cp.ru).

Подход к управлению цепочкой поставок

В основе устойчивой работы и выполнения обязательств Компании лежит эффективная цепочка поставок.

Цепочка поставок

Распределение закупок по видам деятельности Компании, %
Распределение закупок по способам их проведения, %
Динамика закупок в 2021–2023 годах
GRI 2‑6
Количество поставщиков
Распределение закупок по способам их проведения, %
Конкуретные закупки
Неконкуретные закупки

Виды поставщиков, вовлеченных в цепочку поставок

Финансовые и кредитные организации

Поставщики
(поставка сырья, материалов, оборудования и т. д.)

Подрядчики
(работы и услуги: выполнение строительно‑монтажных, инженерно‑изыскательских работ и т. д.)

Прочие
(охрана, почта, услуги административного характера)

Поставки и оказание Компании требуемых услуг обеспечивают контрагенты из 66 регионов России. Наибольшее количество поставщиков зарегистрированы в следующих регионах.

Для эффективного взаимодействия и разъяснений требований к контрагентам Компания регулярно проводит встречи, круглые столы с поставщиками, а также ежегодную оценку удовлетворенности с помощью анкетирования.

Наименование региона Количество поставщиков
Москва 269
Нижегородская область 223
Удмуртская Республика 204
Калужская область 193
Тульская область 146
Отбор и оценка поставщиков

Критерии отбора и оценки поставщиков, которых придерживается Компания, закреплены в едином стандарте закупок и распространяются на всех участников закупочных процедур.

К участникам закупочных процедур также применяются требования Антикоррупционного стандарта. Участники закупок:

  • подписывают обязательства по соблюдению принципов и требований Антикоррупционной политики;
  • предоставляют справки об отсутствии конфликта интересов;
  • предоставляют информацию обо всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) и сведения о структуре органов управления.

В отчетном году «Россети Центр и Приволжье» приняли следующие меры для оценки поставщиковОценка производится подразделением, осуществляющим контроль антикоррупционных комплаенс-процедур.:

  • проведено 2 364 экспертизы участников закупочных процедур;
  • отклонено 454 участника;
  • по инициативе блока безопасности снижена начальная (максимальная) цена при проведении 534 закупочных процедур на сумму более 36,0 млн руб.

Для выявления неблагонадежных поставщиков Компания использует сведения из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Реестра недобросовестных подрядных организаций, публикуемых на сайте Госзакупок. При выявлении неблагонадежных поставщиков Компания может направить обращение в Федеральную антимонопольную службу для включения в реестр информации о таком поставщике.

Кроме того, Компания заявляет, что не приемлет случаев нарушения прав человека в цепочке поставок, а также приветствует деятельность поставщиков, направленную на бережное расходование природных ресурсов и снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Результаты закупочной деятельности

> 49,5 млрд руб.
объем закупок Компании в 2023 году

За 2023 год объем проведенных закупок для нужд Компании составил 49 597,9 млн руб. с НДС, что на 59 % меньше объема закупок, произведенных в 2022 году.

Структура закупок
Закупки у предприятий МСП

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 № 867‑р в Компании реализуется план мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

Мероприятия направлены на развитие конкуренции, повышение качества заявок на участие в закупках, популяризацию и повышение прозрачности системы закупок, активизацию представителей МСП при размещении заказов, а также формирование положительного имиджа Компании.

Эти меры призваны снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов МСП и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

«Россети Центр и Приволжье» также участвует в Программе партнерства между группой компаний «Россети» и субъектами МСП.

Цели Программы партнерства:

  • увеличение доли закупок у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
  • увеличение доли прямых закупок у субъектов МСП в общем объеме закупок;
  • увеличение доли закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ у субъектов МСП в общем ежегодном объеме закупок;
  • создание системы трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие группы компаний «Россети» и интегрированных в ее бизнес‑стратегию развития.
Доля закупок у субъектов МСПДанные сформированы в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352., % от общего объема закупок
Закупки у местных поставщиков
GRI 204‑1

В 2023 году доля закупок у местных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в общем объеме закупок составила 19,4 %.

Доля закупок у местных поставщиков, %
Импорт в закупках
Доля импорта в закупках, %
Показатель 2023
план факт
Доля импорта в закупках оборудования и материалов 4,7 0,16
Доля импорта в закупках программного обеспечения 30 8

Компания стремится выполнять задачи по импортозамещению, постепенно снижая долю закупленных импортных материалов и оборудования. В отчетном году доля закупок импортных материалов была существенно ниже планового показателя — на 4,5 %, так же как и доля закупок импортного программного обеспечения, которая была ниже планового значения на 22 %.

Совершенствование закупочной деятельности

«Россети Центр и Приволжье» активно участвуют в совершенствовании закупочной деятельности и разработке поправок к регулирующим ее нормативным документам. На совещаниях и круглых столах, организуемых по инициативе ПАО «Россети» и посвященных разработке, внедрению и актуализации нормативных документов в области закупочной деятельности, Компания обозначает свои позиции в рамках действующих норм и требований законодательства и вносит предложения по их реализации.