Управление деятельностью по охране окружающей среды

В штат Компании включены 10 специалистов‑экологов, которые прошли необходимое обучение в специализированных учебных заведениях. В их обязанности входят организация и проведение работ по обеспечению экологической безопасности и производственному экологическому контролю.

В 2022 году был проведен внешний надзорный аудит, который подтвердил соответствие системы экологического менеджмента Компании требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Однако с 2023 года эта система поддерживается в рабочем состоянии без необходимости прохождения внешних аудитов и сертификации. В настоящее время сертификация — это один из добровольных механизмов экологической ответственности, реализуемых компаниями группы «Россети», который свидетельствует о том, что организация продолжает следовать требованиям стандарта ISO 14001:2015 и поддерживать свою систему экологического менеджмента на высоком уровне.

В отчетном году продолжалось проведение внутренних целевых проверок природоохранной деятельности в рамках системы внутреннего технического контроля. Такие проверки помогают выявить несоответствия требованиям природоохранного законодательства, а также определить основные направления деятельности по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Проведенные внутренние проверки не выявили серьезных нарушений в области охраны окружающей среды, однако обнаружили отдельные несоответствия установленным требованиям. По результатам проверок выданы замечания и рекомендации, запланированы мероприятия для ликвидации выявленных замечаний.

GRI 2‑27
Затраты Компании на охрану окружающей среды в 2021–2024 годах, млн руб.
Структура затрат Компании на охрану окружающей среды в 2021–2024 годах, млн руб.
Показатель 2021 2022 2023 2024 Отклонение 2023/2022
план факт план млн руб.  %
Затраты, всего 43,9 52,3 62,3 58,1 74,4 5,8 11,1
В том числе:
  • охрана водных ресурсов
6,3 5,8 8,1 8,9 10,0 3,1 53,4
  • охрана атмосферного воздуха
4,5 6,0 6,4 5,6 8,1 –0,4 –6,7
  • охрана от отходов производства и потребления
16,6 16,2 21,7 13,6 26,2 –2,6 –16
  • обучение персонала (экологическая безопасность)
1,0 2,0 2,3 2,0 2,6 0,0 0,0
  • оснащение ВЛ ПЗУ
15,5 22,3 23,8 28,0 27,5 5,7 25,6

Затраты Компании в области охраны окружающей среды направлены на обеспечение экологической безопасности, выполнение законодательных и иных требований. В эту группу входят в том числе затраты на передачу специализированным организациям отходов производства и потребления, проведение производственного экологического контроля, приобретение ПЗУ и обучение персонала вопросам экологической безопасности.

В 2023 году были увеличены затраты на приобретение и установку ПЗУ, а в 2024 году вырастут затраты на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления в связи с запланированными на 2024 год мероприятиями по передаче на обезвреживание оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы (ПХБ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021–2023 годах, тыс. руб.
Показатель 2021 2022 2023 Отклонение 2023/2022
тыс. руб. %
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего 737,7 585,2 478,7 –106,5 –18,2
В том числе:
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
5,5 4,5 3,3 –1,2 –26,7
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
0 0,2 1,0 0,8 400,0
  • за размещение отходов
732,2 580,5 474,4 –106,1 –18,3
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего 737,7 585,2 478,7 –106,5 –18,2
В том числе:
  • допустимые объемы
714,7 585,2 478,7 –106,5 –18,2
  • сверхлимитные объемы
23,0 0 0,0 0,0 0,0
  • Количество наложенных нефинансовых санкций, шт.
0 0 0 0 0,0
  • Общая сумма наложенных штрафов
300,0 10,0 0,0 0,0 0,0

Причиной уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в 2023 году по сравнению с 2022 годом стало сокращение количества промышленных отходов, направленных на размещение на полигоны. Увеличение платы за сбросы сточных вод связано с ростом объема сточных вод в реку Уводь (АО «Ивановская городская электрическая сеть»).

В 2023 году государственные надзорные органы соблюдения природоохранных требований не проводили проверок на объектах Компании.